Среда, 2024-Май-01
Сайт учителя физкультуры
                               Папулова О.Г.
Меню сайта
Категории раздела

ВФСК ГТО

Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Закаливание школьников

Зимнее купание... Может быть, вам приходилось видеть, как в зимний день купаются в проруби «чемпионы холода». Около проруби обычно собираются зрители, одетые в теплые пальто и меховые шапки. А из ледяной воды

вылезает обнаженный человек, делает пробежку по снегу, потом энергично растирает тело полотенцем. Что это — чудо? Обман?

Если поговорить с этими «чемпионами холода» — с учителем-пенсионером П. Шаталовым, 11-летним Лешей Никулиным и многими другими, можно убедиться, что это люди, влюбленные в спорт, сумевшие закалить свой организм.

Закалка и позволяет им без вреда для здоровья переносить такое резкое охлаждение.

Разумеется, подобное закаливание доступно не каждому, да и нет надобности к этому стремиться.

Купание в ледяной воде, растирание снегом — это «на любителя» и осуществимо лишь после длительного и систематического закаливания при условии отличного здоровья. Применение же обычных средств закаливания необходимо всем — взрослым и детям.

Закаленный человек обладает большой устойчивостью к воздействию различных неблагоприятных условий окружающей среды. Он мало или вовсе не подвержен простуде, редко болеет заразными болезнями, а если заболевает, то переносит их гораздо легче, чем человек незакаленный. Закаливание — это выработка способности быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды: к колебаниям температуры воздуха, дождю, ветру...

Начинать закаливание можно в любом возрасте, но чтобы воспитать физически здорового человека, лучше приступить к закаливанию с первых месяцев жизни ребенка.

Основных принципах закаливания.

1. При назначении и проведении закаливания необходим индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом состояния его здоровья (слабые и сильные физически, упитанные и худые, спокойные и легко возбудимые).

2. При проведении закаливания надо учитывать ответную реакцию организма ребенка на действие раздражителя, избегать перетренировки и возникновения отрицательных реакций (утомления, головных болей, плохого сна и аппетита).

Если самочувствие ребенка во время закаливания ухудшается, следует прекратить процедуры и обратиться за советом к врачу.

3. Увеличивать дозу закаливающих процедур следует постепенно, переходя от слабых раздражителей к более сильным.

4. Проводить закаливание надо непрерывно и систематически. Лучше начинать его в летние месяцы и не приостанавливать в холодное время года.

Важнейшими средствами закаливания организма являются воздух, солнце и вода, т. е. так называемые физические факторы, которые дает человеку природа. Механизм действия физических факторов рефлекторный.

Рефлексы возникают путем воздействия термических, механических и химических раздражителей на нервные окончания, заложенные в коже. Раздражение нервных окончаний проводится по нервным волокнам в центральную нервную систему — головной мозг. Из центральной нервной системы импульсы (сигналы) передаются на периферию, обусловливая сужение или расширение просвета кровеносных сосудов, усиление пли ослабление деятельности внутренних органов (сердца, легких и пр.).

Наиболее мягким и доступным способом закаливания детей являются воздушные ванны, т. е. обнажение тела.

Воздушные ванны надо начинать принимать в закрытом помещении, а потом уже на воздухе, в защищенном от ветра месте; лучше всего сочетать их с занятиями гигиенической гимнастикой, играми.

Крепким и здоровым детям воздушные ванны можно проводить при температуре 16—18°. Для ослабленных детей температура воздуха сначала должна быть не ниже 20°, продолжительность от 5—6 минут до 0,5—1 часа.

Воздушные ванны не рекомендуется принимать сразу после еды и натощак.

 

При проведении этой закаливающей процедуры нельзя рукозодствоваться только показаниями термометра. Надо учитывать влажность, силу ветра.

В сырую и ветреную погоду воздушные ванны обязательно сочетать с подвижными играми.

Необходимым условием закаливания воздухом является прогулка. Важно выработать у детей привычку к свежему воздуху — проветривать помещения и устраивать длительные прогулки. Но на прогулке (особенно в холодное время года) нельзя кутать детей — это лишь изнеживает их и делает склонными к простуде.

Закаливание солнечными лучами является самым эффективным и разносторонним. Солнечные лучи усиливают активность всего организма, улучшают работу внутренних органов и обмен веществ, рождают бодрость, активность, хорошее самочувствие.

Солнечные ванны и закаливание

Солнечные ванны являются одним из лечебных средств при рахите, костном туберкулезе и др. Продолжительность солнечных ванн определяется врачом.

Закаливание солнцем может проводиться в спокойном состоянии и в движении.

Лучше принимать солнечные ванны на берегу озера, реки, моря или на лесной поляне.

Лучшее время для приема ванн в средней полосе — от 10 до 12 и от 3 до 6 часов дня. Для начала надо находиться па солнце не больше 5—10 минут, а затем постепенно довести это время до 1 часа. Продлить время пребывания на солнце можно, делая 15—20-минутные перерывы для отдыха в тени.

Но и в этом случае солнечная ванна не должна продолжаться более двух часов. Солнце является могучим средством укрепления здоровья. Но если неумело им пользоваться, то можно нанести вред здоровью.

После солнечной ванны школьнику следует отдохнуть 10—15 минут в тени, а затем выкупаться или принять душ.

В зимнее время с целью закаливания в некоторых детских учреждениях используется облучение искусственным солнцем (кварцевые лампы, соллюкс) в специально оборудованных помещениях — фотариях. Облучение в фотариях благоприятно влияет на здоровье и физическое развитие школьника. Дети становятся более устойчивыми к простуде, к таким заболеваниям, как грипп и ангина.

Закаливание водой

Закаливание водой рекомендуется школьникам всех возрастов в виде обтираний, обливаний, различных ванн и купаний.

Влажные холодные обтирания лучше начинать в летнее время года водой температуры 27—30°. В последующие дни температуру воды постепенно снижают, доводя ее к концу месяца до 15°.

Полезнее всего приучать ребенка обтираться водой в утренние часы, после того как он встал и сделал утреннюю гимнастику. Для обтирания надо 0,5—1 литр воды, к которой можно прибавить 2—3 столовые ложки тройного одеколона.

Обтирания проводят махровым или холщовым полотенцем или специально сшитой рукавичкой.

Водная процедура проводится в следующей последовательности: школьник становится в таз, дно которого облито горячей водой. Полотенце или рукавичка смачивается в воде, туго отжимается и затем начинается обтирание тела но частям. Быстрыми энергичными движениями вначале обтирают шею и руки, затем грудь, живот, спину, ягодицы и завершают процедуру обтиранием ног. Вся процедура занимает 2—3 минуты. После влажного обтирания берется сухое полотенце и им в той же последовательности до легкой красноты растираются все части тела.

Водная процедура должна вызывать у ребенка приятное ощущение тепла и бодрости.

Холодные обтирания делаются в любое время года, но обязательно систематически.

Обливание является более энергичным закаливающим средством, чем обтирание. Для обливания используют душ или лейку с сеткой. Длительность процедуры 1—2 минуты. Температура воды должна быть сначала 33—32°, в дальнейшем можно постепенно снизить ее до 20 и даже 15°. Душ заканчивают растиранием всего тела сухим полотенцем, как после холодного обтирания.

Старым испытанным способом закаливания является хождение босиком по мокрой траве, что особенно любимо детьми. Но прежде чем разрешить ребенку ходить босиком, надо закалить его ноги, приучив их к холодной воде. Для этого делают ежедневно холодные ножные ванны на ночь. Температуру воды постепенно понижают на 1—2° через каждые 3—5 дней с 34 до 12°. Ножные холодные ванны надо продолжать и зимой. Они не только закаливают организм ребенка, но и являются гигиеническим мероприятием против потения ног.

Одним из лучших способов закаливания водой является купание и плавание в реке, озере, море, так как здесь оказывает благоприятное воздействие не только вода, но воздух и солнце.

При купании, особенно в море, происходит своеобразный массаж тела, грудная клетка сдавливается водой, происходит тренировка дыхательных мышц. Если школьник не умеет плавать, то купание надо сочетать с обучением плаванию. Плавание благотворно действует на органы пищеварения и нервную систему ребенка, тренирует его сердце и мышцы, приучает не бояться трудностей, закаляет физически. Вот почему родители должны как можно раньше научить ребенка плавать.

Приступая к купанию, следует соблюдать ряд условий.

1. В первые дни купаться не более одного раза в день, лучше в утренние часы.

2. Начинать купаться следует при температуре воды не ниже 22—24° при температуре воздуха 24—25° и при отсутствии сильных волн.

3. Продолжительность купания зависит от самочувствия. Ни в коем случае нельзя доводить пребывание в воде до посинения и появления гусиной кожи с ознобом.

4. Нельзя купаться натощак и тотчас после еды, когда большое количество крови приливает к внутренним органам и тем самым затрудняет движение и дыхание, осложняя работу сердца.

5. Не входить в воду разгоряченным и потным или, наоборот, озябшим.

6. Детям лучше всего купаться обнаженными.

7. После окончания купания надо быстро выйти из воды, обтереть все тело досуха, одеться, сделать несколько гимнастических упражнений или побегать, поиграть в мяч.

Воспитание гигиенических навыков.

Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни.

В школьном возрасте они развиваются и закрепляются. Гигиеническое воспитание школьника надо проводить ежедневно, терпеливо, настойчиво, используя личный пример.

Гигиена школьника слагается из трех моментов: а) гигиена тела, б) гигиена одежды и обуви, в) гигиена жилища.

В понятие «гигиенические навыки» входит не только соблюдшие чистоты тела, одежды и жилища. Все эти моменты неразрывно связаны с закаливанием, с воспитанием в широком смысле этого слова. Например, очень хорошо, когда у ребенка 8—10 лет чисто умыто лицо, вымыта шея. Но эта процедура приносит мало пользы, если умывание производится теплой водой, да к тому же без участия самого ребенка. Умывание должно быть и средством закаливания, поэтому надо использовать прохладную воду. Выполнение этой процедуры приучает школьника к самостоятельности, опрятности, поэтому он обязательно должен умываться сам. Старшие школьники должны быть не просто исполнителями гигиенических требовании взрослых, а и сознательными носителями и пропагандистами гигиенических навыков.

Гигиена тела слагается из ухода за кожей, волосами, зубами. Сюда же следует отнести и утреннюю гигиеническую гимнастику.

День школьника должен начинаться с утренней зарядки. Ежедневная утренняя гимнастика исключительно благотворно действует на организм ребенка. Утренняя зарядка обеспечивает рабочую «настройку» центральной нервной системы ребенка и позволяет ему быстро почувствовать себя бодрым, энергичным, способным сразу приступить к приготовлению уроков.

После зарядки дети приходят в школу более жизнерадостными, активными, хорошо воспринимают объясняемый материал.

В то же время гимнастика является началом физической подготовки школьника к специальным спортивным упражнениям и различным видам спорта.

Вот почему почти во всех школах перед началом занятий во дворе или в спортзале (7—10 минут) проводится общая зарядка для всех школьников. Исключение составляют больные или слабые дети, с которыми следует заниматься отдельно по рекомендованной школьным врачом программе. Детям с нарушениями осанки рекомендуются специальные упражнения «О развитии правильной осанки и профилактике искривлений позвоночника у детей»).

С первых же занятий надо приучить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, не задерживать дыхания во время выполнения упражнений. Во время зарядки необходимо наблюдать за правильной осанкой школьника (поднятая голова, развернутые плечи, подобранный живот). Все упражнения выполняются четко, без торопливости и чрезмерного напряжения мышц. Очень полезно, если родители первоначально сами покажут упражнения ребенку.

Начинать утреннюю гимнастику.следует с энергичной ходьбы по комнате или на месте в течение 30—40 секунд. Ходьба как бы «разогревает» организм, настраивает его. После первых занятий гимнастикой у ребенка обычно возникает боль в мышцах, которая проходит через несколько дней. Если во время упражнений, или после них появится утомляемость, слабость, головная боль, одышка, сердцебиение, надо прекратить занятия, обратиться за советом к школьному врачу; возобновить занятия можно только с его разрешения.

Гимнастику надо делать в хорошо проветренном помещении, легко одетым (майка, трусы, тапочки). После гимнастики школьник должен сделать влажное обтирание или обливание, умыться прохладной водой, вычистить зубы (или прополоскать рот, если зубы были вычищены на ночь). Затем надо привести в порядок ногти и волосы, убрать постель, одеться и приступить к завтраку.

Необходимо с детских лет выработать у человека нетерпимое отношение к грязным рукам, длинным неряшливым ногтям, неопрятной голове, невычищенным зубам.

Тщательный и правильный уход за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. Но дело не только в этом.

Гигиеническое состояние кожи влияет на состояние всего организма. Заболевания ее могут отразиться на внутренних органах.

Следует остановиться также на уходе за волосами. В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих косы. Родители должны постоянно следить за опрятностью головы детей, научить их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного рала в неделю, следить, чтобы ребенок не заразился грибковыми заболеваниями от домашних собак или кошек, что может привести к выпадению волос, к ломкости их, облысению.

Каждому человеку понятно, что здоровые зубы необходимы для тщательного разжевывания пищи, для правильного пищеварения, но этим не исчерпывается их роль. Гнилые зубы служат источником тяжелых заболеваний, таких, как ангина, ревматизм.

Если некоторое время не чистить зубы, они покрываются налетом, на них откладывается зубной камень. Эти отложения образуются из остатков пищи, из минеральных солей и огромного количества микробов, находящихся в полости рта. Остатки пищи, оседая в щелях между зубами, гниют и служат прекрасной средой для размножения различных болезнетворных микробов.

Правильный уход за зубами заключается в ежедневной чистке их на ночь. Чистить надо не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Для удаления остатков пищи между зубами движения щеткой производят снизу вверх и сверху вниз, а не только горизонтальные.

Каждый член семьи, в том числе и каждый ребенок, должен иметь свою отдельную, соответствующую его возрасту зубную щетку, отдельный стакан, в котором она хранится. После каждого употребления щетку следует тщательно вымыть теплой водой с мылом.

Для удаления остатков пищи надо прополаскивать рот после еды. Родители должны тщательно следить за полостью рта ребенка, своевременным выпадением молочных зубов и прорезыванием постоянных, гигиеническими процедурами ухода за ними; не реже 2—3 раз в год показывать ребенка зубному врачу.

У школьника необходимо выработать привычку мыть руки после посещения уборной, перед каждым приемом пищи. Надо объяснить ему, что на коже рук оседает большое количество грязи, содержащей различные бактерии, которые могут вызвать заболевания — дизентерию, брюшной тиф и др.

Перед оном ребенок должен умыться, почистить зубы или прополоскать рот (зубы можно чистить и утром).

Для поддержания чистоты кожи и для закаливания организма ребенка следует приучить также ежедневно мыть ноги на ночь прохладной водой.

Обязательным является еженедельное мытье всего тела теплой водой с мылом и мочалкой.

Несколько слов о гигиене наружных половых органов. Остатки мочи, отделяемое сальных желез и отмирающие поверхностные клетки кожи образуют массу, которая скапливается в складках наружных половых органов девочек и в области крайней плоти у мальчиков. Помимо дурного запаха, при этом создаются благоприятные условия для размножения здесь микробов, которые могут вызвать образование гнойников и пр.

Вот почему обмывание наружных половых органов теплой кипяченой водой с мылом должно стать таким же необходимым навыком, как, например, ежедневная чистка зубов.

Девочек надо научить подмываться правильно: чисто вымытыми руками и струей воды, направляемой спереди назад.

С наступлением полового созревания, когда у девочек появляются менструации, а у мальчиков поллюции, соблюдение чистоты половых органов особенно важно. Во время менструаций подмываются 2 раза в день, пользуются чистыми марлевыми прокладками. Обязательным является обмывание половых органов мальчиков после поллюций.

Родителям следует без ложного стыда и излишней фиксации внимания к этому вопросу научить сына или дочь соблюдать гигиену половых органов.

Гигиена одежды. К одежде школьника предъявляются особые требования.

Она должна быть достаточно теплой, легкой, удобной, простой по покрою, чтобы не стеснять движений, не затруднять дыхание и кровообращение.

Не рекомендуется шить или покупать детям одежду с запасом, «на рост», так как она затрудняет движения ребенка.

Не приходится специально говорить о чистоте одежды ребенка, особенно его нижнего белья и чулок. Нижнее белье школьника надо менять один раз в 6—7 дней зимой и в 3—4 дня летом. Пропитанное выделениями потовых и сальных желез, оно уже перестает впитывать их, а лишь раздражает и загрязняет кожу.

Обувь школьника должна быть на кожаной подошве. Девочкам не следует носить обувь на высоких каблуках, это может повести к плоскостопию, к неправильному развитию костей таза, что влечет за собой нарушение в расположении внутренних половых органов.

Нужно научить детей следить за чистотой своей одежды, выработать у них привычку к опрятности. Школьникам, начиная с 3—4-го класса, надо самостоятельно чистить свою одежду и обувь, научиться аккуратно складывать платье, стирать носовые платки, чулки, носки.

Гигиена жилища. Не останавливаясь подробно на вопросах ухода за жилищем, санитарных нормах его и т. д., следует напомнить, что у ребенка в семье должен быть отдельный угол в комнате. Совершенно необходима отдельная кровать, белье на которой меняется каждые 7—8 дней, желателен отдельный столик для занятий.

Школьник должен сам убирать свою постель, поддерживать порядок на столе.

Младших школьников надо привлекать к уборке комнаты, мытью посуды и пр. С 5—6-го класса дети должны без помощи взрослых производить полную уборку комнаты.

Помните, что гигиенические навыки, привитые с детства, остаются у нас на всю жизнь.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

МКУ ДО"Мокроусовская ДЮСШ"

 

logo

Министерство спорта
Российской Федерации

Управление по физической

культуре, спорту и туризму

Курганской области

Плавательный бассейн "Олимп"

Ледовая арена "Юность"

Туристский
информационный центр
Курганской области

Федерация хоккея
Курганской области

Зауральская федерация
футбола

Общероссийская спортивная

федерация спорта глухих

Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz